Все с нетерпением ждут начала Олимпийских игр в Сочи, но ждут по-разному…
До открытия Олимпийских игр в Сочи осталось совсем немного. Все с нетерпением ждут начала, но ждут по-разному: одни предвкушают грандиозный спортивный праздник и ждут побед от своей национальной команды, а другие тщатся надеяться, что сочинская Олимпиада ознаменуется какими-нибудь скандалами, проколами организаторов, выступлениями ЛГБТ и правозащитников и даже терактами.
Да, спорт должен быть вне политики, и когда-то так и было. Но ситуация изменилась еще в 20-м веке – Олимпиады часто использовались в политических целях для пропаганды своих достижений или информационной атаки на противников. Нынешние Олимпийские игры продолжили эту печальную традицию, став поводом для развязывания масштабной кампании против России.
Давайте посмотрим, как освещается подготовка к Олимпиаде 2014 в западных СМИ. Собственно, сразу после прошлогоднего теракта в Бостоне, в котором обвинили выходцев из России – этнических чеченцев братьев Царнаевых, иностранные обозреватели стали усиленно акцентировать внимание, что северокавказский регион, отличающийся повышенной активностью террористов, расположен недалеко от тех мест, где будет проходить Олимпиада 2014 года. Так, обозреватель Financial Times Томас де Валь прямо писал, что «Россия утратила контроль над этим регионом. Даже сейчас ежегодно из-за чеченского конфликта продолжают гибнуть до 700 человек. А бостонский теракт показал, что некто желает «экспортировать» чеченский терроризм на Запад. Однако на носу зимняя Олимпиада, и нельзя рисковать безопасностью спортсменов и гостей. Свою помощь в обеспечении безопасности на Играх в Сочи уже предложили Вашингтон, Лондон и Париж, однако Москва упорно воздерживается от сотрудничества». В качестве решения проблемы автор предложил, в частности, чтобы Москва попросила вернуться в регион представителей ранее «выдавленных Россией из Чечни международных организаций», в первую очередь ОБСЕ и Совета Европы, «ибо даже самые активные патриоты должны признать, что лучший выход для Северного Кавказа это «открыть» его, иначе он так и останется мрачным и забытым уголком Европы — средоточием насилия и жестокости».
О террористических угрозах Олимпиаде в Сочи тогда же заявило и CNN, выпустив репортаж под названием «Бостонский теракт заставил мир задуматься о безопасности в Сочи», где отмечалось, что выбор Сочи в качестве места проведения Олимпиады вызывает удивление, поскольку это «город, который расположен поблизости от самого неспокойного региона России — Северного Кавказа. Там недавно велись войны, а исламистское сопротивление продолжается до сих пор. Именно этот регион, как подозревают, повлиял на тех двоих, которых обвиняют в осуществлении теракта во время марафона в Бостоне». При этом утверждалось, что «одновременно с проведением Олимпиады в Сочи Россия будет бороться с восстанием исламистов», а «основные бои ведутся в регионе, находящемся всего в 500 километрах».
Успешное проведение в Москве чемпионата мира по легкой атлетике заставило критиканов на время затихнуть, но после октябрьского теракта в Волгограде информационные атаки стали нарастать. Так, CNN выпустило материал под заголовком «Волгоградский теракт напомнил о безопасности Сочи», в котором московский корреспондент издания Фил Блэк говорит, что «Выбор Сочи для проведения Олимпийских игр всегда считали необычным. Город расположен вблизи крайне проблемного региона России, рядом с горами, где находятся российские республики Чечня, Дагестан, Ингушетия. В этих местах российские спецслужбы все еще ведут борьбу с боевиками-исламистами, которые хотят создать независимое исламистское государство в регионе. В прошлом террористы из этого региона уже осуществляли масштабные теракты в других частях России. Последний такой теракт до сегодняшнего дня произошел почти три года назад, то есть в 2011 году, в московском аэропорту Домодедово, где смертник взорвал 37 человек. Таким образом, террористическая угроза существует. И российское правительство, а также организаторы Олимпийских игр всегда заявляли, что понимают это. По их словам, они обеспечат такой уровень безопасности, который позволит этим Играм пройти так же благополучно, как и в любом другом олимпийском городе. Но этот случай показывает, что до Олимпийских игр осталось менее четырех месяцев, а боевики в этом регионе снова устраивают теракты, направленные против граждан России».
В вышедшем под заголовком «В росте терроризма в России есть и вина Путина» интервью для Sky News руководитель департамента по вопросам России и Евразии в Chatham House Джеймс Никси заявил, что «Россия провела очень крупные операции по усилению мер безопасности вокруг города Сочи, который примет Олимпийские игры, но диаметр этой зоны гораздо меньше расстояния между Волгоградом и Сочи. Это свидетельствует о том, что Москва, возможно, и контролирует перед Олимпиадой район вокруг Сочи, но нисколько не контролирует области, которые в этот район не входят. Сам Сочи находится не на самом Северном Кавказе, а рядом, в удаленных южных районах России. И сейчас как никогда ясно, что Россия просто-напросто не контролирует Северный Кавказ и терроризм, который оттуда приходит – вне зависимости от того, случаются ли теракты непосредственно на Северном Кавказе – как это часто и бывает – или глубже в России, как это и произошло сегодня утром». А далее, говоря о том, как эти события могут повлиять на Олимпиаду, которую считают «личным проектом Путина», господин Никси заявил: «…не могу не заметить, что виноват в этом отчасти сам Путин. С того момента, как он стал президентом, смертники совершили на российской территории от 70 до 80 терактов. И вызваны они были отчасти нарушениями прав человека и чрезмерным применением силы, санкционированными самим президентом в качестве ответных мер против террористов. Как я уже сказал, надо признать, что Россия – действительно жертва терроризма со стороны исламских фундаменталистов. Но также следует признать, что Россия сама значительно обострила эту проблему из-за того, что вернулась к применению жестких мер в этом регионе».
Этим высказываниям вторит «Голос Америки», в публикации которого отмечается, что «Волгоград находится примерно в 650 километрах к северо-востоку от Сочи – столице предстоящих зимних Олимпийских игр, которые имеют особое значение для российского президента Владимира Путина. В появившемся в интернете видео лидер чеченских боевиков Доку Умаров призвал своих последователей использовать максимальную силу, чтобы помешать Путину провести Олимпиаду. Путин утверждает, что безопасность Игр будет гарантирована и что Кремль предпринимает для этого все необходимые меры. Сочи расположен вблизи нестабильного Северного Кавказа России. Вспышки насилия, связанные с попытками боевиков создать здесь исламистское государство, происходят в этом регионе на протяжении более десяти лет. Нападения на полицейских и официальных лиц происходят практически ежедневно. По мнению критиков, причина насилия на Северном Кавказе кроется в репрессиях Кремля против инакомыслящих».
Тогда подобные публикации появлялись, как грибы после дождя, поскольку все еще существовала вероятность повлиять на мнение спортсменов и туристов и побудить их отказаться от поездки на Олимпиаду. Но не удалось – даже трагические декабрьские события во все том же Волгограде не изменили ситуацию – Олимпиада будет, все ведущие спортсмены приедут. Возможно, сработал здравый смысл – посмотрите на расстояние межу Сочи и Волгоградом и спроецируйте его на Европу. Да и репортажи о «драконовских» мерах по обеспечению безопасности тоже сработали – туристам важнее собственная безопасность на Олимпиаде, чем временные трудности жителей Сочи.
Но информационная кампания не закончилась, она идет. Вот только на первый план стали выноситься другие проблемы. Это хорошо проиллюстрировано репортажем телеканала «Новин 24» за 29 декабря 2014 года, в котором отмечается, что министерства иностранных дел некоторых стран дали рекомендации своим туристам, собирающимся отправиться на Олимпиаду в Сочи. Так, « Госдепартамент США, МИД Германии и Канады посоветовали своим гражданам воздержаться от поездок в северокавказские республики, а также от участия в антипутинских демонстрациях. МИД Франции советует своим гражданам быть сдержанными в высказываниях, а британское внешнеполитическое ведомство напоминает о российских скинхедах и других радикалах. Из-за этого людям с азиатскими или африканскими корнями, а также представителям секс-меньшинств, советуют быть особенно внимательными. Кроме того, британцев просят опасаться кишечных заболеваний, которые «съедутся» в Сочи чуть ли не со всей России».
Не отстают и правозащитники: с 7 октября международная правозащитная организация Amnesty International начала попытки проведения в разных странах приуроченных к эстафете олимпийского огня в России акций протеста. К этим акциям (правда, весьма вяло) присоединилась также Human Rights Watch, которая поднимает вопрос об ущемлении прав трудовых мигрантов, работающих на строительстве олимпийских объектов в Сочи и требует Международный олимпийский комитет провести по данному вопросу разбирательство. Свою лепту пытался внести (и может быть еще внесет) и Гринпис – еще до задержания активистов этой структуры в Арктике был разработан тезис против сочинской Олимпиады — «Россия проводит зимнюю Олимпиаду на Юге, потому что уничтожает экологию Севера». Однако пока финансирования на эти цели Гринпис не получил, да и сама акция находится по большим вопросом, поскольку задержанных гринписовцев уже отпустили.
Интересно также, что при всем обилии критических публикаций о сочинской Олимпиаде (от выступлений ЛГБТ до заявлений Навального), Комитет защиты журналистов в Нью-Йорке опасается, что российские власти будут оказывать жесткое давление на журналистов, о чем сообщает Die Presse: «Российские власти принимают настолько жесткие меры против журналистов и активистов по правам человека, что таких не было со времен распада Советского Союза… Комитет защиты журналистов призывает МОК приложить все усилия к тому, чтобы свобода печати и слова не нарушалась во время зимних Игр в Сочи. Журналистов же просят не молчать, если против них будут предприниматься репрессии и угрозы».
Вдохновленные этим призывом представители «Репортеров без границ» и Human Rights Watch в конце января 2014 года устроили в Берлине пресс-конференцию, чтобы обсудить, какие опасности ждут журналистов, освещающих Олимпиаду в Сочи. Однако, как следует из материала в Neues Deutschland, особым успехом это мероприятие не увенчалось. Организаторы, надеясь на «жареные факты», пригласили на эту пресс-конференцию Галину Ташматову — главного редактора «Новой газеты Кубани», известной своими критическими публикациями по отношению к Кремлю. Однако она не оправдала надежд, заявив: «Власти все время предоставляют нам доступ к любой информации, которая нам необходима, когда мы хотим писать о Сочи. Несмотря на то, что мы вели себя иногда по отношению к властям очень жестко. Игры создали новые структуры взаимодействия между СМИ и государством. Мы от этого много выиграли». Да и вышеупомянутые заявления Комитета защиты журналистов о «репрессивном климате» и угрозах в адрес местных и международных журналистов накануне Олимпиады Ташматова не подтвердила — в статье сообщается, что ее не ограничивают даже законы, которые предполагают уголовную ответственность за клевету, расширяют понятие шпионажа и госизмены, запрещают использование ругательств: «Хотя я и не поддерживаю эти законы, они все равно не применяются. Например, намерение оклеветать никогда не докажешь. Как бы то ни было, мне приспосабливаться никак не пришлось».
Однако же «не мытьем, так катаньем». В этих условиях особым «оружием» информационной атаки против России является ЛГБТ-сообщество. Уж сколько всего было понаписано и сказано о российском якобы «антигейском» законе, но все равно пишут и говорят, даже не удосужившись разобраться, в чем его суть – он не против геев и лесбиянок, он против пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.
На общем фоне известных выступлений по этому поводу выделяется интервью американской комедийной актрисы Ванды Сайкс на телеканале NBC 29 декабря 2014 года. В частности, она заявила, что единственный вид спорта, в котором она могла бы принять участие, это биатлон, после чего ведущий профессионально перевел разговор в новое, казалось бы, неожиданное русло: «Знаете, я никогда не понимал это слово: «биатлон». Я думал, что по пути ты сначала занимаешься сексом с парнем, потом с девушкой. Тогда бы это был «би-атлон». Однако Сайкс, судя по всему, была к этому готова, ответив, что такое ему в России не разрешили бы, и продолжив: «то, что они делают с ЛГБТ-сообществом в России — это действительно незаконно. По сути, Путин сказал: «Знаете, мы здесь рады геям, но только не надо быть геями». В общем-то, он сказал: «Не пытайтесь повлиять на наших детей». Знаете что… вот кто действительно занимается пропагандой, так это он. Вы видели эту фотографию, на которой он без рубашки на лошади? Да, только посмотрите на это. Если это не гей-пропаганда, то я не знаю, что это вообще такое. В том смысле, что я бы никогда не позволила своим детям на такое смотреть. Ужас!»
Между тем, даже в США уже признают, что критика в адрес России со стороны Соединенных Штатов по поводу нарушения прав сексуальных меньшинств, мягко говоря, необоснованна. Так, The Washington Post отмечает, что «язык печально известного российского законодательства в этой области мало отличается от соответствующих законов, принятых в ряде штатов Америки». В штате Юта, например, запрещена «поддержка интересов гомосексуалистов», Аризона запрещает представление «альтернативного образа жизни в позитивном свете». В Алабаме и Техасе соответствующие нормы предписывают преподавать детям, что «гомосексуальное поведение – это уголовно-наказуемое деяние». И это несмотря на то, что еще в 2003 году Конституционный суд США признал незаконным устанавливать уголовное наказание за гомосексуальные отношения по обоюдному согласию. В общей сложности в восьми американских штатах, а также в некоторых отдельно взятых городах и округах действуют эквиваленты российского запрета пропаганды гомосексуализма.