На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Umbrella Corporation

15 подписчиков

Крапленые карты Кавказа Москва всё подступается к решению межэтнических проблем на Северном Кавказе. Да никак не поймет, что делать

Антон Чаблин журналист, политолог   Минрегион и администрация президента озаботились тем, что в стране никто не анализирует межэтнические отношения. Хотя думать об этом стоило уже вчера – после событий в Новоалександровске, Яндыках, Сагре, Ремонтном, погромов на Манежной площади… Но лучше уж поздно, чем никогда.
Хотя уже даже в таком важнейшем для страны вопросе проявилась позорная межведомственная конкуренция – кто, мол, точнее донесет волю народа до Кремля. На Ставрополье новый мониторинговый центр констатирует очевидное: русское население смещается все дальше в сторону Кубани и Дона, а на освободившееся место приезжают даргинцы и чеченцы. Хорошо это или плохо? Главное, что это данность сегодняшнего дня. И властям нужно думать уже о том, как жить в этих изменившихся реалиях, на которые чиновники почтут за лучшее закрыть глаза и заткнуть уши. Глаза и уши «дуумвирата» На минувшей неделе из недр Минрегиона пришли две новости, которые касаются межнациональных отношений (этой тонкой сферой занимается именно «региональное» министерство, а точнее, его Департамент государственной политики в сфере межнациональных отношений). Директор этого департамента Александр Журавский, выступая в Госдуме на парламентских слушаниях о «Стратегии национальной политики», сообщил, что отныне мониторингом межнациональных отношений в России будет заниматься самая закрытая в стране спецслужба. Это Федеральная служба охраны (ФСО), которая теперь должна проводить «мониторинговые социологические исследования на регулярной основе».
Более того, по словам Журавского, «межэтническое благополучие» станет одним из критериев оценки работы губернаторов, которую ежегодно проводит Минрегион. О межэтническом мониторинге в те же дни говорила и другая «голова» российского дуумвирата – администрация президента: от ее имени выступал замглавы президентского Управления по внутренней политике Михаил Белоусов. Он сообщил журналистам, что уже в будущем году будет создана национальная сеть Центров мониторинга межнациональных отношений: соответствующие предложения правительство должно представить до 1 февраля. Такие центры должны появиться в каждом регионе, а один, большой и главный, – при администрации президента. Мониторинговые центры также будут контролировать, как региональные власти реализуют федеральную целевую программу (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Центры станут «глазами и ушами» Москвы в деле реализации 284-го федерального закона (который журналисты почему-то упорно называют «указом президента»). Он был подписал Путиным 15 октября и ввел ответственность местных властей за межнациональные конфликты. Теперь чиновники на местах обязаны предотвращать дискриминацию по национальным, языковым или религиозным признакам, укреплять межэтническое и межконфессиональное согласие, а заодно заниматься социальной и культурной адаптацией мигрантов. Не справившимся – увольнение! Миннац: быть или не быть?! Впрочем, в этих заявлениях государевых мужей имеется некая недосказанность. Кто и как будет разграничивать полномочия ФСО и новоявленных центров? Ведь заниматься, по сути, они намерены одним и тем же – мониторингом напряженности на местах. Неясно, кто какими методами будет вести мониторинг: будет ли государству для этого достаточно соцопросов, или нужны более глубинные исследования? Соответственно, неясно, кто же именно войдет в штатный состав мониторинговых центров – чиновники или ученые? Недаром некоторые горячие головы на минувшей неделе вновь заговорили о том, что нужно возродить Министерство по делам национальностей (оно существовало и в Советском Союзе, и в ельцинской в России – до 2004 года). Более того, мол, возглавивший его министр должен работать в правительстве в ранге вице-премьера. Именно такие предложения звучали на думских слушаниях по «Стратегии национальной политики», где выступал Журавский. Правда, этим предложениям, кажется, не суждено сбыться. В минувший четверг в Москве прошла конференция «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), на котором речь как раз шла о межэтнических отношениях. «Мы начали разговор с миграционной политики и с национальной политики… Говорили о том, что нам нужен консультативно-экспертный совет, нужен анализ и мониторинг ситуации, что проблема эта сложилась за десятилетия», – уверенно заявила сопредседатель «ОНФ» Ольга Тимофеева (имея в виду, что самостоятельный Миннац создавать излишне). Говорили на конференции и о других нововведениях. Например, о законопроекте, который разработала и уже внесла в Госдуму Тимофеева вместе с несколькими соратниками. Как обычно, «запретительном». Теперь срок пребывания иностранца в России не может превышать три месяца (в течение шести лет). Это необходимо, чтобы предотвратить повторный заезд в страну высланных мигрантов. Заодно будут введен полный запрет на получение разрешения на временное проживание (а также вида на жительство в России) иностранцев, имеющих непогашенную или неснятую судимость. Страусиная позиция удобнее Заниматься мониторингом межэтнической ситуации в России нужно было еще вчера. Ну или, как минимум, сразу после погромов на Манежной площади, обозначивших полное незнание властями своего народа и их слабость и медлительность в критический момент. Ну раз подступились к этому сейчас, можно лишь снисходительно вздохнуть: лучше поздно, чем никогда. Причем в некоторых регионах работу новых мониторинговых центров нужно начинать немедленно. В их числе и Ставропольский край. Об остроте ситуации говорят и цифры статистики, которые привел на думских слушаниях Александр Журавский. По результатам «пилотного» опроса ФСО, проведенного в начале года, более 20% жителей Ставрополья считают «напряженными или конфликтными» отношения между людьми разных национальностей, проживающими в конкретных регионах. Более удручающую картину рисует иной мониторинговый центр – фонд «Общественное мнение» (ФОМ). По данным ФОМ, на Ставрополье около 61% опрошенных граждан убеждены, что в населенных пунктах их проживания возможны конфликты на межнациональной почве. Для сравнения: в целом по стране таких пессимистов лишь 29%. И при столь опасных тенденциях, фиксируемых учеными, власти Ставрополья до последнего игнорировали межэтнические вызовы. Будто нет ничего. No problem! Достаточно вспомнить историю известного краевого ученого-конфликтолога Юрия Ефимова, который исследует в том числе миграционные потоки на востоке Ставрополья. Четыре года назад его пригласили в правительство, чтобы провести исследование гуманитарных процессов в «восточной зоне» края. Курировал этот проект лично глава референтуры губернатора Николай Щербина: вместе с ним ученые объездили все районы и муниципалитеты, встречались с разными людьми. Результаты исследования были представлены тогдашнему губернатору Валерию Гаевскому, и тот на радостях даже поручил Ефимову написать целую «Концепцию социально-экономической и национально-культурной политики восточных территорий». Однако свет она так и не увидела: ученым в Белом доме мягко указали «на дверь», а референта губернатора Николая Щербину «попросили» уйти на пенсию. Страусиная позиция оказалась для краевых чиновников удобнее привычной «вертикальной», с нацеленным вперед взором. Почему бегут русские? С тех пор ни правительство, ни даже краевой Комитет по делам национальностей не подступались к изучению гуманитарных процессов на востоке Ставрополья. Кто и куда едет, мигрирует, от чего бегут, а главное – зачем? К сожалению, все эти вопросы сейчас ответа не имеют. А ведь ситуация-то близка к катастрофической: на сей счет мне недавно удалось познакомиться с красноречивым исследованием известного ставропольского географа Александра Панина (ныне он занимает руководящее место в компании «ФОК»). Панина интересовало, насколько изменилась область расселения разных этносов на Ставрополье за последние десятилетия. Пользовался он данными Росстата, и хотя официоз отражает реальную картину с серьезными искажениями, более точного «лакмуса» пока нет. Опираясь опять-таки только на данные Росстата, Панин указывает, что доля русского населения на Северном Кавказе за последние полвека (с переписи-1959) снизилась с 56% до 30% – в то время как общая численность практически не уменьшалась. А вот центр расселения русских сильно сместился в северо-западном направлении – население как бы «пятится» в этом направлении, в сторону Краснодарского края и Ростовской области. Что касается Ставрополья, то «центр тяжести» русских, проживающих в сельской местности, находится на севере Александровского района, а вот центр городского населения со временем постепенно смещается к северо-западу края и уже достиг северо-западной части Андроповского района. Аналогичная ситуация с другим крупным славянским этносом, украинцами, хоть и в меньшем масштабе. С кавказскими этносами прямо противоположная ситуация. «Центр тяжести» даргинцев в городской местности смещался вначале на восток, а затем на север. А вот что касается даргинцев, проживающих в сельской местности, то они двигались на северо-запад –  то есть как бы «тесня» русских (кстати, как и пришедшие в эти края чеченцы) И ведь всё то лишь по официальным данным, и вот истинных масштабов миграции, кажется, никто не представляет. В самом «русском» регионе округа Ставропольском крае, где все еще сосредоточен основной ареал их расселения, половина городов и муниципальных районов не имеет и 80% русских, а в восточных районах доля оказывается куда ниже 50%: скажем, в Курском районе – 48%, а в Нефтекумском районе 22%… И на этом фоне естественного прироста мусульманского населения власти края делают вещи, которые иначе как необдуманными не назовешь: например, запрещают строительство мечетей или ношение хиджабов. Но ислам – это реалии сегодняшнего Ставрополья, как бы это кому-то не нравилось, и с мусульманским меньшинством нужно считаться. И это тоже крепкая задачка для будущего нашего Центра мониторинга межнациональных отношений. Ну а задачка для региональных властей – остановить бегство русских? Для этого необходимы экономические программы по решению проблем у существующего малого и среднего бизнеса, способного массово создавать рабочие места. Также нужно восстановить «социальные лифты», особенно в сельской местности – вернув существовавшую еще в советское время систему выращивания молодых кадров, хоть рабочих, хоть управленческих. Осилит ли задачу новая губернаторская команда?! Должна осилить, иначе на горизонте замаячит угроза дезинтеграции региона по этнической «границе». http://kavpolit.com/kraplenye-karty-kavkaza/ ]]>
Ссылка на первоисточник
наверх