Глава движения «Таджикские трудовые мигранты» предложил президентам пяти стран региона объединиться
Все общественные организации правозащитного толка рано или поздно начинают клониться в политику. Потянуло в нее и Каромата Шарипова, главу общественного движения «Таджикские трудовые мигранты», первоначально созданного, как явствует из названия, для помощи гастарбайтерам из Таджикистана.
Г-н Шарипов предложил президентам центральноазиатских государств – Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Казахстана, – ни много ни мало «объединить разные народы Средней Азии в единое политическое целое».
Казалось бы, где интересы гастарбайтеров, а где объединение народов? Нужно ли общественному деятелю заботиться о том, что напрямую не относится к его общественной деятельности? А вот поди ж ты.
Каромат Шарипов уже и основу для такого объединения нашел. Ею оказалось не советское прошлое, имеющееся у всех, не идеология марксизма-ленинизма и даже не русский язык, которым в той или иной степени владеет большая часть населения, а ислам. Шаткая, заметим, основа. В мире имеется множество исламских стран, но что-то они не спешат объединяться, так и существуют порознь, а иногда – страшно сказать – даже воюют друг с другом.
Шарипов считает, что перестрелка на таджикско-киргизской границе 11 января является некой чертой, которая показывает: «проект по созданию зоны этнических войн с названием «Евразийские Балканы» вступил в свою новую фазу». Поэтому нужно «объединить разные народы Средней Азии в единое политическое целое», чтобы «воплотить в жизнь идею националистов 20-х годов XX века».
Здесь, видимо, Шарипов имеет в виду идеи пантюркизма, появившиеся во второй половине ХIХ века и бывшие враждебными России.
Надо заметить, что объединением центральноазиатских государств занят и российский президент Владимир Путин, но только в рамках Евразийского экономического пространства – на современной, так сказать, основе. Шарипов решил с ним конкурировать?
По его задумке, в случае национально-религиозного объединения появится общий региональный интерес, и среднеазиатские народы станут менее уязвимы для разжигания внутренних и внешних конфликтов. Но если они этого не сделают, то будут «сожжены в адском огне котла этнических противоречий».
Противоречия, надо заметить, там не столько этнические, сколько территориальные и ресурсные. Между Таджикистаном и Узбекистаном, например, существует напряженная ситуация, касающаяся водных и энергетических ресурсов. Президент Узбекистана Ислам Каримов даже пригрозил соседней стране войной, если она вздумает строить новую гидроэлектростанцию, которая уменьшит приток речной воды в Узбекистан. Вряд ли объединение на основе ислама способно устранить это противоречие. Богу – богово, но кесарю – кесарево.
Территориальные же проблемы, по мнению Шарипова, кроются в том, что во времена СССР были неправильно нарезаны территории среднеазиатских республик. Видимо, Советскому Союзу никогда не избавиться от претензий его бывших частей. Что бы ни случилось, виноват он.
Средняя Азия всегда интересовала ведущие страны если и не в последнюю, то в предпоследнюю очередь – по ряду вполне понятных причин. Но, по мнению г-на Шарипова, «Средняя Азия на протяжении столетий оставалась и по-прежнему остается объектом притязаний мировых и региональных держав в борьбе за господство на евразийском пространстве».
«К сожалению, печальная история наших предков, феодальная раздробленность многочисленных ханств, внешние и междоусобные внутренние войны, которые позволяли чужеземцам опустошать наши благодатные земли и господствовать над среднеазиатским народом, не стали для нас поучительным уроком», – сетует он.
«Мы и сегодня позволяем нашим внешним и внутренним врагам, стоящим на защите не народа, а своих личных амбиций и корпоративных интересов, разжигать между нами противоречия на почве племенной и этнической принадлежности», – туманно говорит Шарипов.
В своих рассуждениях «начальник гастарбайтеров» основывается на книге известного американского политолога Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы», откуда взяты выражения «Евразийские Балканы» и «котел этнических противоречий».
В определенном смысле Шарипов бросает вызов Бжезинскому, поскольку тот выступал против объединения осколков СССР в этом регионе. «Первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ», – писал Бжезинский. Его позицию разделяла бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон, заявлявшая, что Америка не допустит воссоздания СССР ни в каком виде.
С другой стороны, и большевики в период Гражданской войны в России в 1918-21 годах подавляли идеи пантюркизма. Объединенная на основе ислама и пантюркизма Средняя Азия никогда не была нужна никому. Объединил ее только СССР, но совсем на другом фундаменте.
Зачем же сегодня объединение понадобилось Каромату Шарипову? Возможно, причина состоит в том, что тогда его организация могла бы взять под свое крыло всех азиатских мигрантов, а это уже совсем другой уровень
http://www.km.ru/world/2014/01/16/mezhdunarodnaya-politika/730028-soedinennye-shtaty-srednei-azii