Мало не хотеть быть рабом, нужно научиться еще не хотеть быть рабовладельцем.
Перефразированное из Стругацких.
Адам Смит говорил: «Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, являются самыми опасными». Думается, что, несмотря на всю правоту, это высказывание имеет весьма отдаленное отношение к теме рабовладения и работорговли в Черкесии, ибо в том как она сейчас подается национально ориентированными историками, правды нет практически вообще. За последние 20 лет адыгская интеллигенция мифологизировала этот вопрос настолько, что сейчас он уже мало чем отличается от Нартского эпоса.
Рабовладение, работорговля и, тем более, их влияния на поражение адыгов в Кавказской войне – это невероятно острый и болезненный вопрос. И это понятно. На землях исторической Черкесии прошлое не закончено и оно даже не прошлое! В определенных слоях современного адыгского общества существует мощный социальный заказ на идеализацию того – довоенного – адыгского мира и придание адыгам того времени образа народа-жертвы и народа-героя. Демонстрация же негативных сторон жизни тех самых адыгов, представляющих их в образе рабовладельцев и работорговцев, в эту благородную и трагическую картинку отчаянно не вписывается. Ну, представьте что было бы если бы памятник ушедшим в Турцию черкесам, воздвигнутый в грузинской Анаклии ближайшим союзником черкесских националистов - режимом Саакашвили - назвали бы не «Жертвам геноцида черкесского народа», а «Последним работорговцам Европы»! Вокруг каких ценностей тогда националистам сколачивать новую политическую нацию и к жалости к кому призывать?