Казалось бы, писать об истории удивительных изобретений проще простого. Сначала – сенсационное заявление вроде «мало кто знает, что первые пуговицы совсем не защищали от дождя и плохо горели». Затем немного древних греков и, наконец, сто раз всеми читанные истории про пенициллин, сэндвич и воздушный шар.
Мы решили отказаться от традиционной формы и вспомнить истории двенадцати вещей с действительно интересной судьбой.Текст: Алексей Караулов
1 Лифт

В Древнем Риме, где впервые были опробованы подъемные лебедки, не было домов выше четырехэтажных, поэтому и лифт там не прижился. И даже когда разжиревший к старости Людовик XIV придумал поднимать себя из одной комнаты в другую на платформе с тросами, идея не получила развития. Лифтами пользовались, но исключительно для подъема, скажем, еды из кухни в залу. Так что создателем первого лифта можешь смело считать Элишу Отиса. Именно он в 1853 году изобрел механизм, который блокировал сорвавшийся лифт, и презентовал его годом позже на Всемирной выставке в Нью-Йорке. На Пятой авеню выстроили башню, которую Отис оснастил своим открытым лифтом. Собрав толпу зевак, он в одиночку поднялся на максимальную высоту и... приказал обрезать трос. После чего завис в воздухе вместе с платформой. Если бы не эта удачная демонстрация, кто знает, сколько раз человечеству пришлось бы еще изобретать лифт, пока он не пришел бы в каждый дом и не начал бы там застревать.
2 Резина

С тех пор как ушлые путешественники выманили у эквадорских индейцев секрет поимки и разделки каучука, резина стала потихоньку завоевывать рынки.
Правда, ни в XVIII веке, когда это случилось, ни в начале следующего никто ее не считал перспективным материалом. К примеру, каучуковые сапоги на жаре растекались, а в мороз – трескались и разваливались. И вот вместо того, чтобы перестать ходить в сапогах в мороз и изобрести валенки, как все нормальные люди, американец Чарльз Гудьир в 1830-е годы принялся экспериментировать с каучуком. К тому моменту он уже успел потерять ремонтную мастерскую и угодить в долговую тюрьму. Гудьир просто бросал в каучук все, что попадалось под руку: творог, чернила, азотную кислоту – и смотрел, что будет. Ради своих экспериментов, а также чтобы мотаться со Стейтен-Айленда в Нью-Йорк, он заложил все, что было ценного в доме, а однажды расплатился с капитаном парома, отдав ему свой зонт. Разумеется, такое поведение не могло не бесить его жену Клариссу, которой он зачем-то заранее обзавелся. Однажды она пришла домой, когда Чарльз ее не ждал, и тот, убоявшись ссоры, бросил в печку смесь резины и серы. История умалчивает, почему его не выдала жуткая вонь, но факт остается фактом: Гудьир случайно открыл метод вулканизации. Когда жена ушла, он с изумлением вынул из печки ком прекрасной упругой резины. Увы, на этом его запасы удачи истощились: вулканизацию запатентовали другие, а шины Goodyear, названные в честь Чарльза, – лишь запоздалый жест уважения. Сам он умер не просто в нищете, а еще и завещав детям долг в 200 тысяч долларов.