Имамизм как традиционный шиизм в Азербайджане исчезает. На его место приходит салафизм в версии джихадизма. Полевые исследования показывают, что в джихадистских джамаатах Страны огней все чаще попадают нетюркские автохтоны АР: лезгины, аварцы, рутульцы... Эта тенденция прогрессирует параллельно сроку пребывания Ильхама Алиева у власти.
Эксперты давно выявили прямую зависимость роста джихадистской кривой от ряда других кривых: социально-экономической нестабильности, социального и имущественного неравенства, коррупции и депривации духовных ценностей у населения. В Азербайджане, входящем в десятку лидеров по всем вышеперечисленным "кривым", радикальный салафизм был просто обречен на успех.
Однопартийный генератор
Одна из причин, по которой в АР развился салафизм, - это гегемония одного правящего движения. Особенность партии "Ени Азербайджан" - в том, что она не является политической партией в западном смысле слова, поскольку сформировалась не по принятым на Западе политическим канонам.
Как писал в 80-х годах американский политолог Кеннет Джанда, настоящая политическая партия на конечном процессе своего становления настолько институцизирована в общественном сознании, что может существовать вне привязки к возглавляющим ее лидерам. "Ени Азербайджан" без клана Алиевых и культа "вечно живого" Гейдара-баба теряет и политическую самость, и институционализацию в общественном сознании азербайджанцев. Можно смело сказать: если АР возглавят не Алиевы, а другая политическая или клановая группа, то "Ени Азербайджан" сразу же рассыплется как карточный домик.