Корреспондент «МИР 24» изучила 1001 способ максимально болезненного времяпрепровождения.
Москва, 21 февраля. «Инструмент для вырывания языка, приспособление для выкалывания глаз, раздавливатель головы…», - спокойным голосом рассказывает нам об экспонатах директор музея истории пыток и телесных наказаний Валерий Переверзев.
Во всем, что нас в этот момент окружает есть что-то противоестественное. Хотя бы потому, что в отличие от абсолютного большинства музеев экспонаты здесь демонстрируют не высоту человеческого гения, а глубину нравственного падения.Музей находится в самом центре Арбата. Подвальное помещение добавляет антуража – первым делом думаешь о тех самых «пытошных» и «застенках», которые должны были располагаться непременно под землей – подальше от солнечного света. Над крутой лестницей висит инсталляция «Ко второму пришествию готовы…»: ободок из колючей проволоки, саморезы и сверло. Директор усмехается: «Каждый в этом видит то, что хочет. А подпись – это мое видение того, что человек не меняется. Он все так же жесток и безобразен по отношению ко всему тому, что несет в себе свет и добро».
Нагнетающая музыка и красный полумрак погружают в атмосферу Средневековья. Музей состоит из шести разделов: «палач», «пытки», «телесные наказания», «казни», «инквизиция» и, дополнительно,– «средневековье наших дней». В последнем хранится коллекция современных наручников со всех стран мира, электрический стул, одежда каторжан, а также инструменты и приспособления, привезенные из заброшенных тюрем Китая, Италии, Франции.
Директор музея Валерий Переверзев называет свой музей художественным проектом. «Мы говорим о серьезных вещах в игровой форме. Наш музей – это синтез искусств. Даже музыка, которая играет в музее, была написана специально для нас одной известной финской группой», - говорит он.
Первый зал посвящен палачам. На стенах - портреты мучителей, которые писал сам директор. «Я специально делал их такими библиотечно-правильными, как в школьных учебниках по физике». Палачи смотрят на тебя с четырех сторон и буквально колют своими холодными и равнодушными взглядами. Рядом лежат инструменты – меч и топор. Посередине зала под стеклом находится большая книга – уложение Царя Алексея Михайловича 1649-го года. Открыта она на статье 96, в которой регламентировано применение пыток и статус палача.
«Вот маски для фальшивомонетчиков – они надевалась на лицо, а в рот заливалась расплавленная монета. После того, как фальшивомонетчика наказывали, маску прибивали ко входу в торговые ряды и она служила для следующего фальшивомонетчика напоминанием, эдаким элементом «социальной рекламы». То есть, заходя туда, потенциальный правонарушитель видел эту маску и понимал, что с ним может быть в случае нарушения закона», - рассказывает экскурсовод.
Полный ФОТОРЕПОРТАЖ - здесь.