Нан-Мадол считается одним из самых странных сооружений древности. На строительство этого города без окон и дверей, расположенного на крошечном тихоокеанском острове Понапе, ушло 250 миллионов тонн базальта, что по объему строительства сопоставимо с Великой пирамидой в Египте. Некоторые базальтовые балки по габаритам и массе больше любого из двух миллионов блоков в пирамиде Хеопса.
Нан-Мадол давным-давно заброшен, его стены, проглядывая сквозь густые мангровые заросли, наводят суеверный ужас на тех людей, что ныне живут поблизости.
Тихоокеанская Венеция

Ф.П. Литке первым составил карту Нан-Мадола
В эпоху Великих географических открытий моряки из Испании, Португалии, Голландии и Англии, возвращаясь из далеких плаваний, рассказывали множество невероятных историй о чудесах тихоокеанских островов. Люди ученые, как правило, считали такие рассказы обычными моряцкими байками. Не многие поверили истории испанского капитана Альваро Сааведра, который в 1529 году поведал об удивительном острове Понапе, лежащем между Гавайским архипелагом и Филиппинами. Сааведра утверждал: на острове есть руины храмов, дворцов, непонятные крупные сооружения, каменные набережные. По его словам, заброшенный город отдаленно напоминал Венецию.
Почти три столетия географы считали Понапе легендой, пока остров во время кругосветного плавания 1826-1829 гг. на шлюпе «Сенявин» не посетил русский мореплаватель Федор Петрович Литке. Именно он первым составил карты острова, описал его таинственные руины и нанес на карту соседние островки. Осматривая руины, Литке убедился: жители давно покинули город, и только на противоположной стороне острова в первобытных условиях обитала горстка туземцев.
В 1857 году руины Нан-Мадола поверхностно обследовал американец Гьюлик, а чуть позднее – поляк Кубари, который поселился на острове и составил первый сравнительно подробный план загадочных руин. В самом конце XIX столетия до Понапе добрался английский проходимец и авантюрист Крисчен, который подверг руины Нан-Мадола настоящему разграблению, но и сам едва не погиб от рук местных жителей, желавших отомстить ему за осквернение почитаемых древних гробниц.
Богиня Нанунсунсан
Десятки маленьких островков разделены мутными протоками
Первое серьезное археологическое исследование Нан-Мадола чуть позже предпринял немецкий ученый Пауль Хамбрух, который и установил, что все островки в лагуне имеют искусственное происхождение. Он нанес на карту 92 таких искусственных островка, каналы между которыми буквально кишат электрическими угрями. К 1914 году Хамбрух и другие исследователи установили, что всего в Нан-Мадоле было около 800 каменных сооружений, включая крепостные стены и портовые постройки. Главный храм был построен из мегалитических блоков. Вокруг всех зданий неведомыми строителями была возведена пятиметровой высоты стена циклопической кладки.