«Испытания» иностранных агентов: США и РФ
— В свое время вы были представителем Санкт-Петербурга в США...
— В США я работала с 2002—2003 гг., а в 2006—2010 гг. я там представляла Санкт-Петербург. В мои функции входило налаживание контактов с американскими компаниями, а также продвижение культурных и туристических проектов.
Политических функций не было, поскольку город внешней политики не ведет. С этим был связан довольно интересный опыт.
В США существует закон о регистрации иностранных агентов — FARA (Foreign agents registration act). Несмотря на то что он был принят в 1937 г., сегодня он по-прежнему работает как швейцарские часы. Зная о существовании этого закона, я обратилась в министерство юстиции США, чтобы проконсультироваться: нужно ли представителю муниципалитета, который политикой не занимается, регистрироваться в качестве иностранного агента? Мне ответили, что зарегистрироваться необходимо.
Таким образом, я, наверное, единственный человек в России, который испытал действие этого закона на себе. Минюст США очень строго следит за тем, что и как делают представители иностранных организаций внутри США. Сведения о всех контактах должны быть направлены в минюст в двух экземплярах в течение 48 часов. В минюсте сбором этой информации занимается отдел по регистрации иностранных агентов — часть управления контрразведки, в свою очередь — часть департамента нацбезопасности. Есть множество других требований. Если агент их не выполняет, то следует наказание — от штрафа до 5 лет лишения свободы. Т. е. этот закон никакая не формальность!
— Получается, вы работали фактически под колпаком...
— Принимая статус иностранного агента, человек обязан быть подотчетным. В любое время могут прийти сотрудники минюста и проверить вашу деятельность. Что, собственно, и происходит. В США отстроен механизм, который позволяет автоматически собирать материал о деятельности иностранных организаций на территории страны. Им даже искать эту информацию не нужно: иностранные организации сами направляют материалы! США значительно упростили себе работу...
— А каковы первые итоги применения закона «Об иностранных агентах», вступившего в действие в ноябре 2012 г. на территории Российской Федерации?
— Проблема отсутствия этого закона в России настолько перезрела, что он был принят Госдумой очень быстро. Результаты весьма интересные. Во-первых, подавляющее количество организаций, которые получали иностранные гранты либо намеревались их получить, отказались от грантов, потому что репутационно для них это слишком дорого обходится. Осталось ядро махровых грантоедов, которые яростно настаивают на своем праве получать зарубежные гранты и при этом не регистрироваться в качестве иностранных агентов. Они настолько громко об этом заявляют, что таким образом себя идентифицируют. Для России этот закон стал важным шагом в направлении контроля над иностранными инвестициями в гражданское общество.
— Когда вы последний раз были в США?
— Я уехала оттуда в конце 2010 г.
— У вас довольно много резких высказываний о США. Возможно, существуют проблемы с въездом?
— Как пел наш великий Владимир Семенович, «...но мне туда не надо»!
— В любом случае нашим странам необходимо анализировать накопившийся опыт...
— Когда мы садимся за шахматную доску мировой политики, необходимо знать, как ходят фигуры, какие партии были сыграны в прошлом, какие были допущены ошибки и из-за чего игроки проиграли свои партии. И те книги, которые мы издаем в рамках серии «Реальная политика», как раз и предоставляют информацию, позволяющую изучать прошлый опыт во избежание повторения ошибок. Все, что применяют сегодня США в отношении Украины, России и наших соседей, они уже применяли в отношении других государств.
Обновляется лишь технологическая часть вопроса: вместо радио — интернет. Зная инструментарий работы Вашингтона, их методы и подходы, достаточно легко понять их текущие действия и спрогнозировать будущие шаги. У России и Украины сегодня маржи для ошибок нет: ошибки стоят нам слишком дорого, влекут за собой огромные потери. Права на ошибки мы не имеем.
Источник: Однако.