Опубликованный сегодня доклад «Северный Кавказ: quo vadis?» обсуждаем с его соавтором экономистом Ириной Стародубровской.
Ирина Стародубровская: На самом деле, я просто хочу уточнить свою позицию. В истории любой стране есть такой очень сложный, очень турбулентный, очень конфликтный период, когда разрушаются механизмы регулирования, социальные регуляторы традиционного общества, а регуляторы нового современного общества еще не сформировались и не начали работать.
И поэтому люди в этот период чувствуют себя потерянными, оторванными от традиционных корней.Обычно в этот период активно идут процессы урбанизации, процессы миграции. И вынуждены искать новые смыслы, новые ценности, свое место в этой жизни, не опираясь на опыт предыдущих поколений, не опираясь на сложившиеся стереотипы, на существующую идеологию. Это всегда очень сложно. На самом деле, с нашей точки зрения, Северный Кавказ переживает именно такой период.
Михаил Соколов: То есть запоздалая модернизация по сравнению со всей Россией? Почему Кавказ отстал?
Ирина Стародубровская: Если говорить о всей России, о Центральной России, Россия большая, давайте говорить о Центральной России, то собственно этот период начался после отмены крепостного права и к моменту установления советской власти, которая проводила модернизацию, но это была консервативная модернизация, это была модернизация, в которой собственно идеология, ценности традиционного общества не были окончательно подорваны. Но Центральная Россия вошла в XXI век в определенной степени модернизированной.
С Северным Кавказом было немножко не так, все-таки там общество было более традиционное. И хотя советская модернизация, безусловно, на Северный Кавказ воздействовала, тем не менее, опять же ценности сохранялись прежние.
Кавказ далеко. Далеко не во все места и далеко не во все поры этого общества вошла советская модернизация.